Размер шрифта: А А А
Цвет: Ц Ц Ц Ц
Изображения: Выкл. Вкл.
Обычная версия сайта

Ответы на обращения, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц

01.10.2018

Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии

Ответы на обращения,

затрагивающие интересы неопределенного круга лиц

(в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона

от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений

граждан Российской Федерации»)

1. Почему проблема оплаты индивидуального электрического отопления не может быть решена на региональном уровне?

В соответствии со ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление структуры платы за коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определяющие, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и не предусмотрены особый порядок либо освобождение от оплаты коммунальной услуги по отоплению для потребителей, помещения которых переведены на индивидуальное отопление.

В настоящее время федеральное законодательство предусматривает полную оплату коммунальной услуги по отоплению независимо от наличия автономного квартирного источника тепловой энергии. На сегодняшний день в регионах отсутствуют универсальные решения данного вопроса, которые не могли бы быть оспорены судами либо надзорными органами. Проблема оплаты индивидуального отопления может быть решена только на федеральном уровне.

2. Какие меры принимаются региональной властью для решения вопроса оплаты индивидуального электрического отопления?

Правительство Мурманской области для решения спорных вопросов по оплате индивидуального отопления регулярно выносит их обсуждение на федеральный уровень.

Распоряжением Губернатора Мурманской области от 01.09.2017 № 154-РГ создана рабочая группа по подготовке изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу оплаты коммунальной услуги по отоплению жилых помещений потребителей, использующих индивидуальные квартирные источники тепловой энергии (электрообогрев), в многоквартирных домах с централизованным отоплением.

Рабочей группой подготовлены обращения представителям и депутатам от Мурманской области в Совете Федерации и Государственной Думе ФС РФ по вопросу определения особого порядка расчета платы за коммунальную услугу отопление для лиц, проживающих в квартирах с индивидуальным электрическим отоплением, с учетом расхода тепловой энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома с централизованным отоплением.

Мурманской областной Думой рассмотрены предложения Правительства Мурманской области по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации. По итогам рассмотрения принято постановление от 30.11.2017 № 915 «Об обращении Мурманской областной Думы к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о мерах по решению вопросов, связанных с переводом отдельных жилых помещений в многоквартирных домах на индивидуальные источники отопления».

Обращение содержит предложения о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части учета индивидуального отопления как вида переустройства жилого помещения, исключения радиаторов, отапливающих одно жилое помещение, из состава общего имущества многоквартирного дома, установления особого порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению для лиц, проживающих в квартирах с индивидуальным электрическим отоплением, с учетом расхода тепловой энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома с централизованным отоплением, а также о введении «амнистии» для граждан, ранее перешедших на индивидуальные источники отопления, предусмотрев упрощенный порядок признания легитимности произведенных ими изменений, перерасчет существующих задолженностей за тепловую энергию.

В рамках Дней Мурманской области в Совете Федерации 17.04.2018 состоялось расширенное заседание Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Правительством Мурманской области на обсуждение был вынесен вопрос оплаты индивидуального отопления в многоквартирных домах с централизованным отоплением. Предложения Правительства Мурманской области по внесению изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, об установлении особого определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в случае перехода на индивидуальное отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме, приближенного к фактическому размеру полученной услуги, с учетом расхода тепловой энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе при отсутствии индивидуального прибора учета тепловой энергии, были поддержаны. По итогам рассмотрения принято постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16.05.2018 № 156-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Мурманской области», в котором Минстрою России рекомендовано подготовить предложения по внесению изменений в Правила № 354 с учетом мнения Правительства Мурманской области.

3. Для чего утверждена схема теплоснабжения в г.п. Кандалакша?

Постановлением администрации муниципального образования г.п. Кандалакша от 23.08.2017 № 575 утверждена схема теплоснабжения, содержащая раздел 4.6 «Описание случаев (условий) применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии». В указанном разделе выполнен расчет теплоперетоков через ограждающие конструкции, расчет теплоотдачи от транзитных стояков, расчет теплопотерь, приходящихся на места общего пользования.

Лицам, квартиры которых согласно схеме включены в перечень помещений, перешедших на индивидуальное электрическое отопление, рекомендуется использовать утвержденную схему теплоснабжения при отстаивании своих интересов в судебном порядке, а также обратиться в теплоснабжающую организацию с заявкой для заключения договоров с учетом объемов тепловой нагрузки, указанных в схеме.

4. Почему ресурсоснабжающие организации Мурманской области выставляют счета лицам, проживающим в квартирах с индивидуальным электрическим отоплением в многоквартирных домах с централизованным отоплением?

В настоящее время отсутствует иной порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, отличного от установленного правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

4.1. О предписании Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в отношении АО "Мурманэнергосбыт"

Решением Арбитражного суда Северо-Западного округа в июне 2018 года в отношении АО «Мурманэнергосбыт» вступило в силу предписание Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области о непредъявлении, в границах муниципальных образований: Кандалакшский район, ЗАТО г. Североморск, г.п. Умба Терского района, г.п. Мурмаши Кольского района, собственникам (нанимателям, арендаторам) жилых и нежилых помещений, в установленном порядке отключенных от централизованного отопления и переведенных на альтернативное отопление, требований об оплате услуг по отоплению в объеме, который не был получен потребителями.

Согласно постановлению Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.06.2018 года по делу № А42-5389/2017 АО «Мурманэнергосбыт» должно самостоятельно выбрать механизм исполнения предписания УФАС по Мурманской области исходя из конкретных обстоятельств взаимоотношений с потребителями.

Для урегулирования спорной ситуации АО «Мурманэнергосбыт» использует аргументы, отраженные в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.06.2018 по делу № А42-5389/2017, а именно: «Общество, являясь профессиональным участником рассматриваемого рынка услуг и обладая сведениями о наличии (в отдельных случаях) расчета остатков теплопотерь и договоров на поставку остаточного отопления, а также информацией о невыставлении в предыдущий (длительный) период требований об оплате услуги за непоставленный объем коммунальной услуги, как и информацией о складывающейся судебной практике по данному вопросу, могло и должно было своевременно принять меры по разрешению ситуации относительно размера оплаты спорных услуг.».

03.07.2018 в конференц-зале АО «Мурманэнергосбыт» состоялось расширенное заседание рабочей группы по вопросам законности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению в помещениях, переведенных на альтернативный вид отопления (уход от централизованного на электрообогрев), в многоквартирных домах на котором приняты следующие решения.

Начиная с июня 2018 года при обращении с заявлением в АО «Мурманэнергосбыт», всем имеющим законные основания, будет сделан перерасчет со дня вступления в силу предписания Управления федеральной антимонопольной службы по Мурманской области.

АО «Мурманэнергосбыт» совместно с администрацией муниципальных образований поручено составить акты осмотра жилых помещений, в установленном порядке отключенных от централизованного отопления и переведенных на альтернативное отопление.

АО «Мурманэнергосбыт» обязано разместить на официальном сайте перечень документов, типовое заявление и порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению жилых помещений, в установленном порядке отключенных от централизованного отопления и переведенных на альтернативное отопление, и открыть горячую линию по вопросам предоставления подтверждающих документов и порядка расчета платы.

Вопрос отмены ранее выставленной платы за коммунальную услугу отопление жилых помещений, в установленном порядке отключенных от централизованного отопления и переведенных на альтернативное отопление, в рамках судебного дела № А42-5389/2017 не рассматривался. В предписании УФАС по Мурманской области от 20.06.2017 № 05-03-17/9 указанные требования в отношении АО «Мурманэнергосбыт» не обозначены.

5. Выплата льгот и субсидий при наличии задолженности за ЖКУ.

По информации предоставленной Министерством социального развития Мурманской области по вопросу обеспечения выплаты льгот и субсидий сообщаем, что социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Мурманской области гражданам предоставляется в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства уполномоченными учреждениями. Одним из основных условий предоставления всех выплат является отсутствие задолженности по оплате за ЖКУ или заключение и (или) выполнение гражданами соглашений по ее погашению. Данное условие определено статьями 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации.

За разъяснениями о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки граждане вправе обращаться в Центры социальной поддержки населения по месту регистрации, либо в Министерство социального развития Мурманской области. Обязанность граждан по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена статьей 153 ЖК РФ.

6. О сложившейся судебной практике по урегулированию вопросов оплаты индивидуального отопления на территории Российской Федерации.

В большинстве субъектов Российской Федерации урегулирование вопроса по оплате индивидуального отопления происходит в судебном порядке, однако решения судов противоположны, как в пользу граждан, так и в пользу ресурсоснабжающих организаций.

Заместителем Губернатора Е.В. Никорой направлено обращение в адрес представителя от Мурманской области в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Т.А. Кусайко по вопросу обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации судами субъектов Российской Федерации при вынесении решений в части урегулирования вопросов расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в квартирах, переведенных на индивидуальное отопление. Данное обращение рассмотрено и направлено в адрес Генерального Прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки с целью дачи Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснений судам для обеспечения единообразного применения законодательства РФ по указанному вопросу.

В целях информирования размещаем ответ Генеральной прокуратуры Российской Федерации на данное обращение. Скачать текст

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только закону. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 1 и 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 9 и 10 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). Действующим законодательством не предусмотрена подчиненность и подконтрольность судов иным государственным органам и иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации.

Проверка законности и обоснованности судебных актов может осуществляться лишь в порядке апелляционного, кассационного либо надзорного судопроизводства, иная процедура ревизии судебных актов недопустима (постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2001 № 1-П).

7. О внесении Минстроем России изменений в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В настоящее время Минстроем России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме». Указанным проектом постановления предусматривается введение новой формулы расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, в соответствии с которой собственники помещений, переведенных на индивидуальное отопление, будут обязаны оплачивать только ту тепловую энергию, которая была затрачена на отопление общего имущества многоквартирного дома.

Вышеуказанный вопрос был вынесен Правительством Мурманской области в Совет Федерации и рассмотрен в рамках Дней Мурманской области на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, которое состоялось 17.04.2018. Региональные предложения по внесению изменений в федеральное законодательство были поддержаны.

В постановлении Совета Федерации ФС РФ от 16.05.2018 № 156-СФ Минстрою России рекомендовано подготовить предложения по внесению изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в части установления особенностей определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителям, в случае перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с учетом расхода тепловой энергии на содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе при отсутствии у потребителей индивидуальных приборов учета тепловой энергии.

Губернатором Мурманской области М.В. Ковтун 13.06.2018 направлено обращение в адрес руководителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации В.В. Якушева с просьбой ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме», содержащего порядок расчета коммунальной услуги отопление для жилых и нежилых помещений, в установленном порядке отключенных от централизованного отопления и переведенных на альтернативное отопление. Согласно ответу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.07.2018 данный проект постановления 07.05.2018 внесен в Правительство Российской Федерации и в настоящее время находится на рассмотрении Правительства Российской Федерации.

8. О Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 № 30-П «по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, абз. 3 и 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца».

Пунктом 3.3 Постановления установлено, следующее: «Спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях (подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункт 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом его использования.»

Решения и заключения Конституционного Суда Российской Федерации окончательны, обжалованию не подлежат и вступают в законную силу немедленно после провозглашения.