Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства

Меры по повышению энергетической эффективности были представлены заместителем министра экономического развития Михаилом Расстригиным на заседании рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Энергетика».

«По нашему мнению, первоочередные действия по повышению энергетической эффективности должны быть сосредоточены в наиболее энергоемких секторах экономики: жилищном секторе, энергетике, обрабатывающей промышленности. Ключевым драйвером для высвобождения существенного накопленного потенциала энергоэффективности и снижения энергоемкости ВВП является технологический фактор, а именно развитие и внедрение современных энергосберегающих технологий» - заявил Михаил Расстригин.

Всего было представлено 6 ключевых мероприятий, которые могут принести наибольший эффект уже в ближайшее время.

Первое предложение касается повышения эффективности потребления тепловой энергии в МКД, в первую очередь, за счет установки автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов с погодным регулированием, общедомовых приборов учета тепла и утепления зданий. Причем, предлагается данные мероприятия частично субсидировать государством. По расчетам, инвестиции составят порядка 56 млрд. руб. в, в том числе за счет средств бюджета – 20 млрд. руб., а эффект – 9 млрд. руб. в год.

Согласно второму предложению повышение эффективности потребления электрической энергии в МКД можно достичь путем 100%-го субсидирования мероприятий по замене освещения мест общего пользования на энергоэффективное, установки систем управления освещением, установки систем АИИСКУЭ и общедомовых приборов учета электрической энергии при проведении капитального ремонта МКД. Затраты составят 2 млрд. руб. в год, годовой эффект– 1 млрд. руб.

Третье предложение направлено на повышение энергетической эффективности в электроэнергетике за счет более масштабного внедрения парогазовых технологий на базе газовых турбин, относимых к образцам инновационного энергетического оборудования, при модернизации крупных ГРЭС. Инвестиции в развитие высокотехнологичных производств, по расчетам, составят 1 трлн. руб. (за период 2027-2035 гг.), а прямой и косвенный эффекты от экономии топлива – 220 млрд. руб.

Четвертое предложение касается реализации типовых энергоэффективных мероприятий в бюджетном секторе, таких как, установка индивидуальных тепловых пунктов с приборами учета тепла и переход на энергоэффективное освещение. Затраты составят порядка 6 млрд. руб. в год бюджетных средств в течение 10 лет, а эффект – 7 млрд. руб. в год. Это позволит, напрямую сократить в последствии финансовую нагрузку на бюджет за счет снижения затрат на оплату энергетических ресурсов.

Пятым предложением является обеспечение софинансирования энергосбережения и повышения энергоэффективности (в том числе, энергосервисной деятельности) за счет использование механизма льготного кредитования субъектов МСП по «Программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства» и предоставление кредитов компаниям по льготной ставке 9,6 % годовых.

Последним предложением предусматривается снижение размера и срока предоставления обеспечения энергосервисного контракта, а также распространение системы факторинга при реализации энергосервисных договоров. По расчетам, это позволит увеличить объем заключаемых энергосервисных договоров на 2 млрд. руб. ежегодно.

Таким образом, первоочередные предложения Минэкономразвития России по повышению энергетической эффективности способны приносить прямой и косвенный эффект от экономии энергетических ресурсов до 240 млрд. руб. ежегодно и за 10 лет их реализации снизить энергоемкость ВВП за счет технологического фактора на 6 % относительно 2018 года.

«О состоянии сферы энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации»



Опубликовано: 20 Февраля 2020
AA